Дмитрий СИНИЦА   
КРУТОЙ МАРШРУТ
<< Предыдущая страница Следующая страница>>
9. ЗИУ: Второе пришествие

В 1994 году состоялось и «второе пришествие» в Симферополь «ЗИУ», на сей раз тоже сугубо городских, «гармошек». Попали они в столицу Крыма весьма причудливым путём…

На южной окраине города (улица Балаклавская, 68) находился завод «Пневматика», который в числе прочей продукции производил пневматическое оборудование для троллейбусов. Только не подумайте, пожалуйста, что он работал по заказам «Крымтроллейбуса», изготовляя запчасти для «Шкод»! Нет, вы не понимаете всей прогрессивности плановой социалистической экономики! Запчасти для «Крымтроллейбуса» производили предприятия, расположенные в противоположных концах СССР, а симферопольская «Пневматика» делала комплектующие для далёкого предприятия в Энгельсе Саратовской области…

В свою очередь, завод пользовался водой, канализацией, теплоснабжением от города и рассчитывался с ним за коммунальные услуги…

Пока существовал СССР, всё шло как по маслу. Но в «лихие 90-е годы» наступил «кризис неплатежей». У российских производителей троллейбусов не оказалось денег, чтобы заплатить за поставку симферопольских комплектующих, а у самого крымского завода – средств на коммунальные платежи. И тогда в чьей-то умной голове родилась идея бартера. ЗИУ рассчитался с «Пневматикой» тремя «гармошками», а та их передала городу в погашение коммунального долга…

Так в нашем парке появились три единицы ЗИУ-6205 №№ 2200 – 2202. В свете сказанного выше о ЮМЗ, предсказать их судьбу было несложно. Как говорится, «в общем, все умерли».

Фото 13. Последние дни работы подарка «Пневматики» №2200 на линии (конечная остановка «7-я больница»)

После неудач с ЮМЗ и ЗИУ симферопольский троллейбус въехал в полосу неудач. Если в городах Западной Украины руководители транспортных предприятий после прекращения централизованных поставок стали обновлять подвижной состав путём закупки «Шкод» second hand (по украинским меркам, вполне работоспособных) в восточноевропейских странах, то наши, привыкшие к иждивенчеству, ждали у моря погоды.

 

10. Только змеи сбрасывают кожи?… Нет, ещё и троллейбусы!

Правда, ещё в 2004 году, при правлении крайне спорного и противоречивого «генерала» - генерального директора «Крымтроллейбуса» Владимира Турченкова, было найдено компромиссное решение – капитально-восстановительный ремонт на мощной ремонтной базе предприятия старых добрых чешских машин 14 Tr.

Тем более что завод «Шкода» в городе Остров-на-Огрже на тот момент уже не функционировал, и существовала возможность приобретения накопившихся там запчастей буквально по цене металлолома…

Фото 14. Капитально отремонтированный троллейбус 14 Tr 1987 года выпуска №2005 цвета Крымского флага (11 января 2007 года). Обратите внимание на ЭМУ – электронные маршрутные указатели – и новые опоясывающие габаритные огни. В салоне также установлены новые мягкие сиденья с высокими спинками…

Троллейбус фактически «раздевался» до каркаса, на который навешивались новые детали.

Поэт Николай Гумилёв писал: «Только змеи сбрасывают кожи…». Нет, НЕ ТОЛЬКО! Ещё и троллейбусы…

Стоимость такого ремонта составляла всего 200 – 300 тысяч гривен, в то время как покупка новой машины (тогда это мог быть только ЮМЗ) стоила в 2 – 3 раза больше. Между тем, «реанимированный» троллейбус почти не отличался по своему качеству от нового…

Однако начался такой «rebuilt» уже не при Турченкове, а при его преемниках. Отреставрированные машины были покрашены в цвета республиканского флага Крыма и выглядели великолепно…

По нашим данным, реконструкции подверглись 5 симферопольских машин и ещё несколько алуштинских.


11. Первым делом самолёты?

Фото 15. Киев-12.03 «Симферопольський». Первый день работы новой машины №4200 на линии (9 апреля 2007 года).

Однако уже весной 2007 года программа КВР начала сворачиваться, так как в городе стали появляться не отремонтированные, а совершено новые машины. Ими оказались три «гармошки» «Киев-12.03» с номерами 4200 – 4202. Они, как и «юмзик», тоже были детищами конверсии завода ВПК, но другого - «Авианта», и более удачными. На них стояло аутентичное чешское электрооборудование, что позволило наконец-то вернуться к трём педалям, а кузов изготовлялся из авиационных сплавов, делавших его лёгким и почти вечным.

Хотя симферопольские троллейбусники всё равно кривились («Это не “Шкода”!»), машина пользовалась определённым успехом.

На беду, у руководства «Авианта» случился конфликт с основным заказчиком – тогдашней Киевской городской государственной администрацией – и она нашла других поставщиков. Работать только для такого сравнительно небольшого города, как Симферополь, для авиастроителей оказалось невыгодным, и они разобрали линию по сборке троллейбусов, вернувшись к своей традиционной продукции…

А когда конфликт с КГГА был исчерпан, вышли законодательные акты, по которым за счёт государственного и местного бюджета можно покупать только низкопольную технику. Созданный по образу и подобию старой доброй «Шкоды», «киевлянин» под это определение никак не подходил, и один из лучших украинских троллейбусов так и остался в нашем городе всего в трёх экземплярах…


12. Привет от «Батьки»

Первые «низкопольники» появились в городе в 2008 году. Ими оказались 5 машин производства минского завода «Белкоммунмаш» БКМ 32102 (бортовые номера 4210 – 4214). Их разгрузка на станции «Симферополь – грузовой» (бывшая Битумная) привлекла внимание множества фанатов городского транспорта со всего Крыма и из-за его пределов…

Основной проблемой «белорусов» стали панорамные лобовые стёкла, легко разбивающиеся при самом незначительном ДТП. Поскольку надёжные хозяйственные связи Крыма с Беларусью, к сожалению, до сих пор не налажены, а местная промышленность таких стёкол производить не может, четыре из пяти БКМ уже ходит с ветровыми стёклами от старых машин. Поскольку они гораздо меньше по размерам, недостающую площадь заваривают железом. Это явление получило среди водителей и фанатов троллейбуса название «бронеморды».

Фото 16. Белорусские «низкопольники» перед разгрузкой на «Битумной» (21 июня 2008 г.)


<< Предыдущая страница Следующая страница>>
Книги о Симферополе других авторов